АО ИОО
Структура проведения мастер-класса в области воспитания
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР - КЛАССА В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ
(по материалам В.П. Сергеевой)
Мастер-класс — это одна из форм профессионального обучения учителей, студентов, форма обучения Учителя — Мастера.
Мастер-класс — это вид обучения путём прямого и комментированного показа приёмов работы в опыте Учителя — Мастера.
Мастер-класс — это форма активного обучения, в которой делается акцент на получение новых знаний и освоения их в практической деятельности.
Эффективность такой формы предопределяется сочетанием узко поставленной задачи и использованием широкого набора активных методов обучения, обеспечивающих максимально полную включенность обучаемых в процесс обучения. Эффект обеспечивается сконцентрированной формой подачи информации и практическим её закреплением при выполнении соответствующих заданий.
Принципы организации и проведения мастер — класса:
1.Чёткость определения проблемы, темы, задач и организационных частей данной формы обучения.
2. Обоснованность идеи инновационной технологии, методики по теме мастер-класса.
3. Демонстрация авторских методов, приёмов, технологий в собственном опыте.
4. Организация обратной связи с обучаемыми в режиме самостоятельной деятельности.
5. Творчество — как условие деятельности мастера и обучаемых.
6. Рефлективность всех участников мастер-класса.
Поэтапная технология организации мастер-класса в воспитательной деятельности:
1-й этап. Презентация педагогического опыта мастера
1.1 Краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики учащихся класса, прогноз их развития и воспитанности.
1.2 Краткое обоснование идей технологии в воспитательной работе, которую применяет Мастер.
1.3 Описание достижений в опыте воспитательной работы учителя — мастера.
1.4 Обоснование результативности деятельности учащихся, свидетельствующее об эффективности использования данной технологии в воспитательной работе.
1.5 Определение проблем и перспектив в воспитательной работе классного руководителя (воспитателя), вожатого.
2-й этап. Представление системы работы
2.1 Описание воспитательной системы класса, внеклассной работы по предмету, воспитательной деятельности в режиме эффективной воспитательной технологии.
2.2 Определение основных способов, приёмов работы, которые мастер будет демонстрировать.
3-й шаг. Имитационная игра
3.1 Мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.
3.2 Слушатели одновременно играют две роли учащихся и экспертов, присутствующих на мастер-классе.
4-й шаг. Моделирование
4.1 Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели воспитательной работы в режиме технологии, предложенной Мастером (мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей, управляет ею).
4.2 Обсуждение авторских моделей, показанных Мастером и выполненных слушателями под руководством Мастера.
5-й шаг. Рефлексия
5.1 Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
5.2 Обобщающие выводы по результатам организованного мастер-класса.
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МАСТЕРОМ И УЧАСТНИКАМИ МАСТЕР-КЛАССА
1. Уважительный, партнёрский стиль общения с участниками мастер-класса.
2. Умение донести идею до слушателей: доступность, логичность, наглядность обучения, опора на собственную практику.
3. Воздействие речи и поведения на аудиторию: образность, эмоциональность, творческая импровизация.
4. Культура, грамотность и выразительность речи.
5. Создание условий для обратной связи с участниками мастер-класса через серию проблемных вопросов и ситуаций.
6. Вовлечение слушателей в активную деятельность, в процесс, организуемый Мастером.
7. Создание ситуаций для проявления участниками мастер-класса самостоятельности, творческого поиска новых способов, форм, элементов инновационных технологий.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ МАСТЕР-КЛАССА ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ
КРИТЕРИИ |
ПОКАЗАТЕЛИ |
Интеллектуальный уровень педагога-Мастера |
Умение выделить главное; умение обосновывать выбор целей, способов и форм воспитательной работы с детьми; способность к анализу и обобщению излагаемого материала |
Технологическая и методическая грамотность построения мастер-класса. |
Целесообразность выбора форм, способов организации мастер-класса; логичность, последовательность и эмоциональность изложения материала |
Актуальность и практическая значимость темы мастер-класса
|
Учитывается ли современная ситуация в области воспитания практическая ценность, вариативность представленных методов и приёмов воспитания
|
Наличие авторских компонентов в методике или технологии, которые представляет Мастер.
|
В цели, содержании, методах и формах воспитательной работы; в использовании интерактивных средств — в методах диагностики и контроля. |
Степень владения педагогом-Мастером методикой или технологией, которую представляет
|
Объём содержательного наполнения в теоретической и практической частях мастер-класса; соблюдение меры временного регулирования всех частей мастер-класса; соблюдение этапности (пошаговости) в изложении технологии.
|
Уровень включенности всех участников мастер-класса
|
Владение умениями и навыками активизации участников мастер-класса; умение вести дискуссию; умение анализировать, обобщать и делать выводы.
|
Степень раскрытия темы в содержании мастер-класса
|
Использование научного обоснования темы; разнообразие способов подачи содержания: доступность, ясность, точность, чёткость теоретического изложения и организации практических заданий и ситуаций.
|
Общее оформление мастер-класса
|
Наличие спроектированного сценария мастер-класса в соответствии с общепринятыми правилами; использование интерактивных и дидактических средств для более полного освоения слушателями представленного материала.
|
Уровень оценивания качества воспитательной работы педагога – воспитателя как Мастера
Уровень может определяться по 5-ти балльной шкале за каждый показатель и по количеству общих баллов:
Высокий уровень – от 90 – 110 баллов;
Средний уровень – от 70 – 90 баллов;
Первичный уровень – от 50 – 70 баллов.
Материал подготовила
Методист кафедры управления образованием И.С. Вашукова
Назад в раздел